Зависть


Зависть
– досада, вызванная успехом или благополучием другого. Зависть может сочетаться с комплексом неполноценности (желание жить материально не хуже знакомых, соседей; испытывание неприязни к сотрудникам, имеющим более высокий статус образования, с одновременным стыдом, что не смог получить такого образования и т. п.), с недоброжелательством, возмущением, реже – с восхищением, с радостью за другого («белая зависть» – когда досада как отрицательное чувство не вызывает отрицательных эмоций по отношению к объекту зависти, а лишь стимулирует желание иметь такой же успех). Зависть часто не осознается субъектом и отрицается им: он воспринимает свою зависть как чувство справедливости-несправедливости. Классический образец завистника – образ композитора Сальери в маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери». Типичная реакция – отрицательная (осуждение); со стороны объекта зависти может быть опасение, осторожность, беспечное непонимание, тщеславие («Пусть мне завидуют»), удовлетворение, удовольствие.


Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведения, носившие печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска (Н. Гоголь, Портрет).



Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Никто!.. А ныне – сам скажу – я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую.


(А. Пушкин, Моцарт и Сальери)


Ненависть – активное чувство недовольства. Зависть – пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть (В. Гёте).



Зависть непримиримее ненависти (Ларошфуко).



Наша зависть всегда длится дольше, чем счастье тех, кому мы завидуем (Ларошфуко).



Не то обида, что вино дорого, а то обида, что целовальник богатеет (пословица).



Сосед спать не дает: хорошо живет (пословица).



Где счастье, там и зависть (пословица).



Слава соперника не перестает раздражать тебя: отомсти – превзойди ее (Вольтер).



Однажды Монтень сказал относительно величия: «Поскольку мы не можем его достигнуть, отомстим злословием» (С. Шамфор, Максимы и мысли, характеры и анекдоты).


Ср.:


Красота и гений не могут жить в обществе, где каждый, с неудовольствием сознавая свою посредственность, старается унизить всякое высшее дарование и свести его к самому пошлому уровню (Г. Гейне).


Античную богиню зависти изображали как старое женское привидение с венком из ужей на голове, с косыми и глубокими глазами, ужасающе худой, со змеями в руках, и еще одна грызла ей грудь. Понятие «зависть» в Древней Греции было связано с понятием «дурной глаз».


* * *
проявление мотивации достижения, при которой чьи-л. реальные или воображаемые преимущества воспринимаются субъектном как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями. Подобно др. психическим состояниям, З. м. б. осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) З., маскируясь под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и др. симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, «немотивированных» поступков и действий людей. В любом обществе З. социально осуждаема, поэтому осознаваемая З. сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них. Преодоление З. идет по двум сценариям: 1) позитивному (конструктивному), при котором нравственный человек способен справиться со своими негативными чувствами, более того – признание чужих успехов может послужить толчком для его собственных творческих достижений («белая» зависть); 2) негативному («черная» зависть), при котором человек, слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей З. Это м. б. либо аутоагрессия («самоедство», агрессия, направленная на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на др.), либо вовне направленная агрессия в виде конфликта с целью устранить чужой успех, благополучие, желание уничтожить источник мучительных переживаний. Уничтожение м. б. символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим («устранение с дороги», разорение и т. п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности.


* * *
– чувство недовольства, вызванное желанием обладания личными качествами, социальным статусом, продуктами материальной и духовной деятельности, имеющимися в распоряжении других людей, но отсутствующими у человека.

   Зависть может быть нормальной и патологической. В первом случае она служит стимулом для достижения желаемого, во втором – порождает недоброжелательное отношение к людям, обладающим тем, чего нет у человека или чего ему недостает. Можно завидовать тому, что кто-то из знакомых приобрел дорогостоящую престижную машину, но нормальное проявление зависти будет сопровождаться желанием сделать такую же покупку благодаря более интенсивной деятельности, связанной с необходимостью заработать определенную сумму денег, в то время как при проявлении патологической зависти у человека будут доминировать фантазии и желания, в которых его знакомый попадает в аварию и его машина превращается в груду металла.

   При патологическом проявлении зависти человек одержим постоянной оценкой чужих успехов, его размышления о том, что о нем думают другие, и о том, чего кто-то добился, сопровождается собственной заниженной самооценкой и постоянной неудовлетворенностью жизнью. Разнообразными проявлениями такой зависти являются симптомы неудовлетворенного тщеславия и желания иметь больше, чем есть у других людей. При этом зависть может выражаться в самых отвратительных формах, часто сопровождающих ненависть, насилие, агрессивность.

   С точки зрения А. Адлера, выраженной им в работе «Понимание природы человека» (1927), зависть следует рассматривать «как фактор современного состояния человеческой психики». Иногда она накладывает отпечаток даже на внешний вид человека: не случайно, используя аллегорию, говорят, что кто-то «позеленел от зависти». Ее невозможно уничтожить полностью, но можно найти ей полезное применение, не нарушающее душевного равновесия человека.

   В психоанализе проблема зависти чаще всего рассматривается в плане высказанной З. Фрейдом идеи о «зависти к пенису» как основе формирования женской сексуальности. Объектом анализа становятся также представления М. Кляйн о «зависти к груди», как мужском эквиваленте зависти к пенису, и размышления К. Хорни о зависти мужчин к беременности, деторождению и материнству, что является одной из движущих сил, побуждающих их к творчеству, созданию культурных ценностей. Что касается зависти женщин к пенису, то, по мнению многих аналитиков, при благоприятных условиях она перерастает в стремление иметь мужа и ребенка.


   
* * *
(рус.. от «вид» - то, что видно) – «недоброе созерцание более счастливых людей (Макдугалл), враждебное отношение к людям более успешным, удачливым, привлекательным, чем индивид считает себя сам. Характеризует паранойяльную особенность характера, обычно влечёт скрытую, косвенную или даже прямую агрессию, направленную на объект завистливого отношения.


* * *

психическое переживание возникающее при активизации потребности, мотивации достижения, когда чьи-либо реальные или воображаемые преимущества воспринимаются как угроза ценности "Я", и сопровождающееся негативными эмоциями. Устранению зависти способствует развитие эмпатии, совместная деятельность, идентификация, общение со значимыми другими.


* * *
негативное восприятие субъектом чьего-то превосходства, неприязнь и желание причинить вред объекту зависти.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:

Смотреть что такое "Зависть" в других словарях:

  • ЗАВИСТЬ — самая искренняя форма лести. Джон Коллинз Зависть сестра соревнования, следственно из хорошего роду. Александр Пушкин Человек готов на многое, чтобы пробудить любовь, но решится на все, чтобы вызвать зависть. Марк Твен Наша зависть всегда… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ЗАВИСТЬ — порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в… …   Философская энциклопедия

  • зависть — негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния. В состоянии З. человек воспринимает чью то удачу или успехи на люб …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЗАВИСТЬ — жен. свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе. Зависть прежде нас родилась. Лихоманка да зависть Иродовы сестры. Где счастье, там и зависть. Завистью ничего не… …   Толковый словарь Даля

  • ЗАВИСТЬ — ЗАВИСТЬ, и, жен. Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. С завистью смотреть на что н. Из зависти сделать что н. Черная з. (глубокая и злобная). • На зависть (разг.) так хорошо (такой хороший), что можно позавидовать. Здоровье у …   Толковый словарь Ожегова

  • ЗАВИСТЬ — ЗАВИСТЬ, зависти, мн. нет, жен. Чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого. Я с завистью смотрел на уезжающих в Крым. Она от зависти кусала себе губы. Меня мучила зависть. Мучиться… …   Толковый словарь Ушакова

  • зависть — завидность, ревность Словарь русских синонимов. зависть сущ., кол во синонимов: 6 • жаба (30) • завида …   Словарь синонимов

  • зависть — беззлобная (Куприн); злая (Муйжель); злобная (Муйжель); жгучая (Полонский); коварная (Полежаев); мрачная (Башкин); немая (Фофанов); острая (Нилус); постыдная (Полежаев); тихая (Куприн); черная (Башкин, Голен. Кутузов, Полежаев) Эпитеты… …   Словарь эпитетов

  • Зависть — Зависть, недовольство человека тем, что Бог сохранил ч. л. за Собой или оделил другого человека ч. л., чего завистник страстно желал бы для себя. З., как и всякое зло, исходит от дьявола (Прем 2:24; Иак 3:14 и след.). Поводом для З. может быть… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ЗАВИСТЬ — англ. envy; нем. Neid. jalousie; 1. Чувство досады, сниженной самооценки, вызванное благополучием, успехом других людей. 2. Стремление обладать ч. л. лишь на том основании, что этим обладают другие. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Зависть — У этого термина существуют и другие значения, см. Зависть (мифология). Зависть (фрагмент «Семь смертных грехов» И. Босха) …   Википедия

Книги

  • Зависть, Гельмут Шек. В работе немецкого социолога Гельмута Шека, ставшей классической, представлен всесторонний анализ зависти, как социально-психологического и социального явления икак мотива социального… Подробнее  Купить за 330 руб
  • Зависть, Джуди Корбетт. Диана, девушка из бедной неблагополучной семьи, однажды знакомится с Изабель, своей полной противоположностью. У Изабель есть все, что хочет иметь Диана. Она красива, талантлива, живет в… Подробнее  Купить за 80 руб
  • Зависть, Юрий Олеша. Юрия Карловича Олешу (1899–1960) в кругу писателей-современников называли «королем метафор». Олеша не умел писать «темно и вяло», длинно и скучно, его проза искрится блестящими образами и… Подробнее  Купить за 54.99 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Зависть» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.